Большим вдохновляющим фактором на создание проекта стала личность художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1865-1933), прожившего в Москве большую часть жизни и ставшего первым живописцем, посвятившим себя теме пейзажа-реконструкции средневековой Москвы, основанного на синтезе науки и искусства.
Трудно представить, что «самый московский художник» (как его часто называют) родился за сотни километров от столицы, в Вятской губернии. В юности будущий живописец не представлял, что посвятит свою жизнь изучению материальной истории далекой Москвы, станет первым художником-реконструктором и создаст новый жанр в искусстве, а новые поколения москвичей будут видеть свой город в древности его глазами.
Исторические пейзажи Аполлинария Михайловича Васнецова — особое художественное явление в культуре конца XIX – конца XX века. В этот период многие художники обращались к сюжетам русской истории. Однако, изображая события прошедших веков, они, как правило, не стремились к особой документальности и достоверности в трактовке архитектурного пейзажа.
Аполлинарий Васнецов стал первым живописцем, посвятившим себя теме пейзажа-реконструкции средневековой Москвы, основанного на синтезе науки и искусства. С начала XX века в жизнь художника войдут бесконечные изучения старинных карт (планы, гравюры и карты, выполненные в XVII –XVIII веках. Гравюры Пикарта 1710 года, рисунки из альбома Мейерберга 1661 года, Сигизмундов план 1610 года и план Бориса Годунова), записей путешественников, выезды к археологическим находкам в столице, наблюдения, археологические разведки и целые исторические расследования.
В доме № 6 в сохранившем очарование старой Москвы Фурманном переулке, где художник прожил тридцать лет, с 1965 году открыт музей-квартира. Каждый уютный зал-комната рассказывает свою историю из жизни мастера и его семьи, в коллекции небольшого музея представлены личные вещи, предметы обстановки, картины и фотографии известного живописца.
Результатом сложных, кропотливых изысканий стали знаменитые пейзажи – панорамы Москвы прошедших веков. Москва на полотнах и акварелях мастера не только исторически правдива, но и делится со зрителем настроением разных эпох – она сурова и драматична, торжественна и величественна, настороженно замершая и шумная. Большое количество самых известных акварелей по истории столицы Аполлинарий Васнецов создал по заказу Московского коммунального музея, в будущем Музея Москвы. В экспозиции представлены такие работы Васнецова, как «Москва-городок и окрестности», «Красная площадь во второй половине XVII века», «Семиверхая угловая башня Белого города», «Оборона Москвы от хана Тохтамыша», акварели по истории Московского Кремля, московской жизни и многие другие. Особый жанр, созданный Васнецовым, вызывал интерес не только у художественных критиков и историков искусства, но и в среде ученых-археологов на протяжении всего XX века. Исторические и археологические изыскания художника получили высокую оценку как от искусствоведов, так и от историков и археологов и во многом сохранили свою актуальность по сей день.
Метод Васнецова является да нас не только методом художественным, но еще и технологией «присвоения» Москвы. Нынешнее время часто называют экономикой эмоций. У многих «понаехавших» горожан город эмоций не вызывает. Он остается для них чужим. Они мало заинтересованы в его развитии, чистоте, внимательном и бережном отношению к московскому культурному наследию и.т.д., рассматривая его исключительно как место более комфортного проживания и больших возможностей для заработка. В Москве ощущается дефицит целостной системы локации в «традиционной» культурной и исторической среде «новыми», да «старыми» горожанами, неумение «прочесть» в городском пространстве как в «тексте» его 870-летнюю историю, осознать многочисленные символические и культурные ресурсы. Между тем, московское культурное наследие в своих материальных и не материальных формах может стать своеобразным «ключом» для многих горожан не только к «присвоению» (освоению) его территории, успешной адаптации, но и для и для интеллектуального досуга, собственного развития. Для этого нужны проводники, знаковые фигуры, которые, в свое время прошли этот путь от приезжего до знатока Москвы, став при этом еще и одними из символов Москвы и москвоведения. Среди таких фигур выделяются «провинциалы» и «понаехавшие» В.А.Гиляровский и А.М.Васнецов, жизненный успех которых связан с внимательным и скрупулезным изучением истории и культуры Москвы. Именно такими ответственными новыми горожанами всегда прирастала Москва, ее творческий капитал и сила.
«Метод Васнецова» представляет собой новую систему адаптации в Москве студентов, молодых профессионалов, систему «погружения» для москвичей «в первом поколении» и выработки технологии «жизненного успеха» на основе изучения/использования московского культурного наследия и творческого наследия А.М. Васнецова, как метода освоения городского пространства. Кроме этого современная версия метода Васнецова представляет собой соединение «гуманитарного" знание о городе и новые IT-технологий, прежде всего визуальных способов работы с наследием (исторические 3D -реконструкции, дополненная реальность, аудиогиды и т.д.)
«Проводником», знаковой фигурой, который, в свое время прошел этот путь от приезжего до знатока Москвы, став при этом еще и одними из символов Москвы и москвоведения и явился для нас Аполлинарий Васнецов.